НАЦИОНАЛЬНАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
БАДМИНТОНА РОССИИ
 
поиск по сайту | добавить в избранное

Интервью Станислава Пухова журналу «Time Out»

Главная | Пресс-центр | Интервью и публикации | Интервью Станислава Пухова журналу «Time Out»
26.02.2008 23:07

Обложка журнала "Time Out"Разворот одного из своих февральских номеров популярный журнал "Time Out" (http://www.timeout.ru) посвятил бадминтону. В частности, в нем содержится интервью шестикратного чемпиона России Станислава Пухова, в котором он делится советами по выбору спортивного инвентаря. С любезного разрешения журнала, мы публикуем полный текст интервью ведущего российского одиночника. 


  Рубрика "Эксперт"

 
            Я считаю, что ракетки для профессионалов и любителей должны прежде всего отличаться по цене, ну и, как следствие, по качеству. Однако, думаю, что многие качества, которые ценят профессионалы – жесткость ракетки, ее гибкость, качество отскока волана, на начальном уровне любитель может просто не оценить. А зачем платить больше за то, чем не пользуешься. Все начинают с простых ракеток и по мере развития мастерства переходят на более качественные.

            Если же говорить о конкретных характеристиках ракеток, то я бы прежде всего не советовал любителям пользоваться тяжелыми ракетками – то есть массой от ста граммов и выше. Лучше ограничиться стандартными легкими и средними ракетками, весом до девяносто двух граммов. Дело в том, что от интенсивной работы тяжелой ракеткой у любителя может достаточно серьезно заболеть плечо. К такой ракетке надо быть готовым физически. Но если вы уже раньше играли тяжелыми ракетками и не испытывали проблем, можно продолжать ими пользоваться – значит с физподготовкой все в порядке.            Еще я бы не советовал покупать для игры в спортивный бадминтон металлические ракетки – их обод от ударов и силы натяжки легко деформируется, что делает ракетку не вполне пригодной для спортивной игры. Лучше обратить свое внимание на графитовые ракетки из углеволокна, пусть и начального уровня. 

            Станислав ПуховСтруны профессионалов и любителей тоже заметно отличаются: профессионалы стараются играть очень тонкими – чем тоньше, тем лучше - так называемыми турнирными струнами. Такая струна позволяет очень хорошо чувствовать волан, но при этом, конечно, очень быстро рвется. Профессионалы ценят тонкую струну за возможность мощнее бить смеш, более точно и тонко играть на сетке, но это понимание приходит уже на достаточно высоком уровне развития навыков игры. Любитель, который еще не усовершенствовал свое мастерство до такой степени, вполне может играть струнами тех же ведущих производителей, но более толстыми и надежными. Кстати, профессионалы тоже довольно часто используют толстые струны – на тренировках,  так что любителям они вполне подойдут и заметно не скажутся на качестве игры. Толстая струна хорошего производителя вполне может продержаться у интенсивно играющего любителя месяц, в то время как турнирная часто рвется за одну игру, да порой и не один раз, так что приходится использовать несколько ракеток.

            Ну и, конечно, для того, чтобы струна прослужила подольше, нужно стараться, чтобы волан не попадал в зоны рядом с ободом – там очень уязвимые места и обычно даже одно такое попадание заканчивается обрывом струны. Как только струна порвалась, нужно немедленно разрезать ножницами всю натяжку, для того, чтобы разгрузить обод ракетки. Иначе неравномерное натяжение может создать напряжения в ракетке и привести к появлению скрытых трещин. Именно поэтому натяжку нужно всегда менять полностью, а не делать каких-то вставок или «подвязок», как практикуют некоторые любители. Играя «подвязанной» ракеткой вы почти гарантировано ломаете ее – при очередном сильном ударе она просто треснет у вас в руках.

            Впрочем, даже целую, не порванную натяжку время от времени следует менять. От качества натяжения струн очень зависит качество игры. Ракетка с хорошей, сильной натяжкой мощнее бьет, вы будете наслаждаться превосходным «хлопком» при исполнении сильных ударов вроде смеша. Всего этого слабая натяжка не даст, и вы потеряете большую часть удовольствия от игры. Хорошей я бы назвал, скажем, натяжку с усилием 11х11 или 10,5х10,5 килограммов, то есть вертикальные и горизонтальные струны натянуты с одинаковой силой. Для того, чтобы получить такую натяжку обязательно отдавайте ракетку профессиональному стрингеру – только он сможет обеспечить грамотное и контролируемое усилие на струнах и не испортит ни их, ни ракетку. Оценить, когда пришло время заменить натяжку, можно достаточно просто – возьмите только что натянутую ракетку и попробуйте пораздвигать струны – это должно получаться достаточно тяжело. Когда же вы начнете раздвигать струны пальцами без особых усилий – значит пора перетягивать ракетку.

            Завершая тему натяжки, хочу обратить внимание на так называемые «кембрики» - пластмассовые втулочки, вставленные в обод ракетки, сквозь которые продевается струна. Их тоже непременно нужно менять – хорошо натянутая струна постепенно передавливает внешнюю часть кембриков, и начинает перетираться на ободе. Менять кембрики нужно примерно через десять перетяжек ракетки. И в любом случае, при перетяжке нужно просить мастера, чтобы он повернул кембрики вокруг оси перед началом работы – чтобы начала снашиваться другая их часть – так эти втулки прослужат дольше.   

            Что касается обмоток ручки, то при всем разнообразии форм, цветов и качества, существуют два принципиально разных типа обмотки – «махровая» и «резиновая». Если у вас при игре сильно потеют руки, то нужно однозначно сделать выбор в пользу «махровой» обмотки. Ее, конечно, придется чаще менять, чем «резиновую» и в этом смысле ваши затраты возрастут, но зато при игре ракетка не будет крутиться у вас в руке, а это очень важно. Если ракетка нежестко зафиксирована в руке, то растет разброс - ракетка при ударах «гуляет», и ваш волан случайным образом летит в сетку или аут. Если же рука у вас потеет не очень сильно, то можно пользоваться «резиновой» обмоткой. Менять обмотку необходимо, когда вы почувствуете, что контакт ракетки и руки ухудшился – ручка при ударе начала немного скользить. Отмечу, что некоторые игроки играют «толстой» обмоткой, а некоторые стремятся сделать ручку как можно тоньше. Вот этот момент целиком зависит от ваших индивидуальных особенностей – попробуйте, как вам будет удобнее, и на таком варианте остановитесь. Ни на силу, ни на точность этот параметр не влияет, тут главное именно комфортные ощущения игрока.

            Завершая тему ракеток, стоит сказать, что обычно профессиональные бадминтонисты играют какой-нибудь одной маркой ракетки Yonex, Babolat, HEAD, Wilson, другими, но при этом время от времени меняют модель. Безусловно, прогресс идет, появляются новые материалы и технические решения и со временем инвентарь становится все совершеннее. Однако, я бы не советовал гоняться за каждой новинкой – производители последнее время достаточно энергично выбрасывают на рынок новые модели – зачастую раз в полгода или даже чаще. Но я бы не сказал, что между так близко расположенными моделями существует принципиальная разница. К тому же достаточно важно привыкнуть к конкретной модели, а пока ты привыкаешь 3-4 месяца к одной ракетке, производитель уже «выбросит» на рынок другую и процесс можно начинать сначала. Поэтому в модельной гонке так интенсивно лучше не участвовать. Например, я, выбрав новую модель, играю ей не меньше двух лет, а уж потом начинаю думать о переходе на следующую. 

            И еще один момент, связанный с развитием технологий ракеток – если вы эмоциональный человек, азартный игрок, старайтесь все-таки при неудачах не кидать свою ракетку и не стучать ею о корт – классные современные ракетки достаточно хрупки и от таких перегрузок могут сломаться. Если уж совсем не можете сдержать эмоций – лучше кричите или топайте ногами, но ракетку берегите. В принципе никакого другого специального ухода современные ракетки не требуют. 

            Другим важнейшим спортивным снарядом для игры в бадминтон, можно сказать лицом нашего вида спорта, является волан. Принципиально воланы также можно разделить на два главных класса – перьевые и пластиковые. Сразу отметим, что все профессиональные турниры и внутренние и международные играются только перьевым воланом – он обладает уникальной динамикой полета и отличной управляемостью, однако это материал расходный и достаточно дорогой. На одну игру вполне может уйти целая коробка воланов – 12 штук. А если игра получилась сложной, затяжной, то и не одна. Именно поэтому многие любители выбирают пластиковые воланы – один такой волан может выдержать несколько игр, так что получается не очень затратно. Пластиковые воланы есть в ассортименте у всех ведущих производителей бадминтонного инвентаря. Мне приходилось играть пластиковыми воланами и я могу констатировать, что они сейчас достигли очень неплохого качества. В принципе, ими можно выполнить на хорошем уровне все основные технические приемы. Классный игрок может даже добиться ими почти такого же полета, как у «пера» за счет правильной техники удара. Хотя, безусловно, с точки зрения профессионала различия есть. Как я уже говорил, главное отличие – в лучшей управляемости перьевого волана – его можно эффективно резать, подкручивать, что с пластиком получается значительно хуже. Или, например, если при игре на сетке вам волан попал на ракетку оперением, то у вас еще есть шанс перебить его на ту сторону, если же это будет пластиковый волан, то он скорее всего не «зацепится» своей юбкой и соскользнет с вашей ракетки. Существует и еще целый ряд таких отличий, но все это сказывается уже только в игре профессионалов.

Следует обратить внимание, что воланы как профессиональные, так и любительские выпускаются разных скоростей. На любительских обычно ставят пометку «быстрые», «средние», «медленные». Использование той или иной скорости зависит от условий игры. В общем случае можно сказать так – чем более плотный воздух (ниже температура, выше давление и влажность) тем хуже волан летит. И наоборот, чем суше, теплее, разреженнее тем быстрее полет. Для того, чтобы определить, каким воланом играть профессионалы проводят специальный тест. Игрок становится прямо за задней линией корта, и сильным, но низким ударом посылает волан на другую сторону. Подходящий по условиям волан, должен упасть в коридор на расстоянии примерно от полуметра до метра от задней линии с противоположной от игрока стороны. На практике же любители обычно играют в каких-то более менее постоянных условиях, поэтому подбирают тот волан, который для них подходит.

            Достаточно важным элементом экипировки бадминтониста является обувь – нужно обязательно обратить на нее внимание. Например, если я надену кроссовки одного и того же производителя сделанные для бадминтона и для тенниса, то в теннисных я просто играть не смогу. То есть отличия есть и очень заметные. Четко выделить какие-то особенности, наверное, трудно, но в общем дело обстоит так – теннисные кроссовки более высокие и менее устойчивые. Бадминтонные лучше чувствуют корт. Вообще для бадминтонных кроссовок очень важны два параметра – максимальное сцепление с кортом и устойчивость при боковых нагрузках. Все перемещения в бадминтоне очень реактивные, резкие, спортсмены в игре совершают много прыжков, поэтому крайне важно, чтобы при таких перемещениях риск подвернуть стопу был сведен к минимуму. Я перепробовал в свое время много кроссовок – для тенниса, мини-футбола, волейбола, других видов и ни в одних мне не было удобно играть в бадминтон. В принципе, моделей бадминтонных кроссовок у разных производителей существует очень много, поэтому конкретно описать внешние признаки достаточно непросто. Пожалуй, как общее можно отметить то, что они немного тупоносые, «плюшки», как я их называю – то есть строение кроссовка чем-то напоминает классическую форму кеда. Вообще же нужно просто спрашивать у продавцов специальные кроссовки для бадминтона, мерить их и подбирать удобный для себя вариант, поскольку в конкретных моделях даже у профессионалов нет единого мнения – одному удобнее одно, другому – другое.   



вернуться к списку



наши партнёры

 

 



 





 
 
2006 - 2024
Национальная Федерация Бадминтона России
Создание сайта: Евросайт